Влияние закона о локализации транспорта на индустрию такси

В ближайшие два года на рынке таксомоторных услуг произойдут заметные изменения: уже к марту 2026 года перевозчикам предстоит обновить автопарк в соответствии с новым законом о локализации транспорта. Согласно этим положениям, перевозить пассажиров смогут только отечественные автомобили — к ним относятся всем известные Lada и «Москвич». У многих крупных компаний до 80% машин сейчас составляют зарубежные иномарки, что заставляет участников отрасли менять стратегию работы.
Руководители таксопарков отмечают, что грядущие перемены требуют не только оперативной адаптации, но и поиска новых решений. Перерегистрировать уже эксплуатируемую иномарку на такси с 2026 года станет невозможно. В итоге многим перевозчикам предстоит распродать иностранные авто, чтобы не столкнуться с требованиями закона в последний момент.
Специалисты рынка подчеркивают, что такая волна распродаж неизбежно отразится на стоимости автомобилей с пробегом. Аналитики «Автостат» приводят яркий пример: трехлетний кроссовер Haval Jolion, приобретённый новым за сумму более 2 млн рублей, при продаже после работы в такси сейчас оценивается почти вдвое дешевле — в пределах 980 тысяч рублей. Для сравнения, аналогичная модель от частного владельца может стоить до 1,7 млн рублей. Такси становятся источником выгодных предложений для покупателей, и спрос на них из года в год стабильно высокий.
Кто заинтересован в бывших такси: регионы, аренда, выгодные покупки
В отрасли отмечают, что после завершения эксплуатации в мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, таксомоторы обретают вторую жизнь в регионах. В небольших городах и населённых пунктах бывшие такси разбирают быстро — людей привлекает более доступная цена и приличное техническое состояние. Также автомобили отправляются в компании аренды, работающие за пределами такси-сегмента. Именно такие пути позволяют поддержать спрос на рынок б/у авто, несмотря на общие трансформации отрасли.
Закон оставляет возможность для компаний сохранить часть иномарок, если они будут внесены в реестр до 1 марта 2026 года. Однако эти автомобили не получится передать другому водителю или сменить владельца в рамках перевозящего предприятия. Дальновидные таксопарки уже начинают рассматривать новые подходы к работе, чтобы безболезненно справиться с переменами.
Лизинг и новые модели организации таксомоторных парков
Генеральный директор Ivitech Артем Москалев подчеркивает, что таксопарки могут гибко адаптироваться к новому законодательству. Многие компании, оформляющие автомобили на юридическое лицо, скорее всего, будут переводить машины между юрлицами, оформляя лизинг. Такая система позволяет не только легально эксплуатировать авто по закону, но и предлагать гибкие условия для водителей, которые могут работать индивидуальными предпринимателями, самозанятыми или штатными сотрудниками.
В реальной практике большая часть таксопарков уже сегодня сосредоточена на совершенствовании моделей работы, чтобы не оказаться заблокированными после вступления закона в силу. Водители получают стабильные выплаты с бонусами, используют машины, оформленные на предприятие, и участвуют в гибких внутренних программах. Прогнозы экспертов пока оптимистичны: большинство компаний сумеют сохранить ключевые позиции и своевременно вложиться в обновление парка, акцентируя внимание на окупаемости и рентабельности бизнеса.
Новые правила стимулируют интерес к автомобилям локальной сборки, а также к популярным на российском рынке маркам Chery и Haval. По мнению эксперта Владислава Булгакова, часть парка уже сейчас меняют на китайские машины, актуальные и доступные для обслуживания. Особое внимание уделяют молодым моделям, предпочитая свежие поступления автотранспорта.
Яндекс перестраивает взаимодействие с партнерами для новых реалий
Один из крупнейших игроков отрасли, Яндекс, предлагает своим партнерам новые решения. Например, владельцам такси рекомендуется переводить часть машин в сегмент каршеринга, чтобы сохранить востребованность автопарка и обеспечить загрузку автомобилей. Это особенно выгодно с учетом изменения правил доступа на рынок: новые требования поспособствуют росту стоимости отечественных моделей и усложнению закупки иномарок в будущем.
Таксопаркам, стремящимся к развитию, советуют активнее пополнять автопарк уже сейчас. Компании, быстро реагирующие на законодательные инициативы, окажутся в выигрышном положении: покупка машин до вступления закона в силу позволит им гибко управлять автомобилями в эпоху перемен. Рост цен на автомобили из-за повышения спроса и ограниченного выбора может быть компенсирован за счет раннего обновления парка.
Стоимость ремонта и сервисного обслуживания: влияние на отрасль
Одним из факторов перехода на отечественные и китайские автомобили становится повышение затрат на ремонт европейских машин. Всероссийский союз страховщиков зафиксировал увеличение цен на сервисное обслуживание иностранных авто в среднем на 26%. Это связано с удорожанием и дефицитом запчастей, а также нехваткой опытных специалистов, способных качественно обслуживать зарубежные модели. Такая динамика дополнительно стимулирует замену устаревших иномарок и обновление машин на более доступные по обслуживанию Chery, Haval, Lada и «Москвич».
В условиях, когда обслуживание иномарок становится дороже, компании все активнее смотрят в сторону современных решений и новых авто, позволяющих минимизировать издержки на содержание автопарка и обеспечить высокий уровень безопасности и комфорта для пассажиров.
Оптимистичные перспективы: рост спроса и обновление такси-парков
Эксперты сходятся во мнении, что российский рынок такси ожидают позитивные трансформации. Закон о локализации автотранспорта, а также действия основных игроков рынка, таких как Яндекс и крупные агрегаторы, станут катализатором для внедрения современных цифровых сервисов, повышения стандартов безопасности и комфорта. Более тесное сотрудничество с производителями, среди которых отмечаются Lada, Москвич, Chery, Haval, создаст устойчивый спрос на автомобили отечественной и локализованной сборки.
В ближайшие два года на смену массовым иномаркам в такси придут современные модели, отвечающие строгим требованиям законодательства и ожиданиям пассажиров. Доступные кредитные и лизинговые программы, при поддержке таких компаний, как Ivitech, позволят таксопаркам устойчиво обновлять автопарк без потерь для бизнеса. Переход на новые модели работы укрепит рыночные позиции российских перевозчиков и повысит уровень сервиса для миллионов пассажиров по всей стране.
Таким образом, отрасль такси готова встречать перемены не только с готовностью, но и с уверенностью в дальнейшем развитии: переход на отечественный транспорт, активное внедрение современных решений и позитивный настрой участников рынка обещают уверенный рост и благоприятные возможности для всех игроков.
Источник: www.kommersant.ru



