Минфин отмечает рост роли госкомпаний и госзаказчиков в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ

Закупки госкомпаний: новые рекорды на пути поддержки экономики

Минфин отмечает рост роли госкомпаний и госзаказчиков в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ-0
Фото: kommersant.ru

Динамика закупочной деятельности госкомпаний демонстрирует их всё более значимое положение в финансовой архитектуре страны. Через закупки госкомпаний сейчас проходит внушительная часть всех государственных вложений в экономику, что позволяет эффективно направлять ресурсы на приоритетные отрасли и проекты. Управленческий контроль диспетчеризуется и становится всё более прозрачным. По свежим данным Минфина, общий объем заключённых контрактов госкомпаний в 2024 году составил 35 трлн рублей, что на 50% выше уровня трехлетней давности. Такая положительная динамика говорит о высоком уровне доверия к инструменту закупок как к средству бюджетного стимулирования, а также о растущей прозрачности процессов.

Несмотря на внешние вызовы и объективные ограничения, связанные с санкционными механизмами, рынок продолжает показывать позитивную эволюцию: по сравнению с 2023 годом объем контрактов значительно увеличился, а видимость всех процессов существенно улучшилась. Если ранее часть информации скрывалась в силу объективных обстоятельств, то сейчас Минфин выстроил эффективную систему учета даже по тем закупкам, которые подпадали под особые защитные меры. До 2024 года полноценных данных по части контрактов не было, но теперь прозрачный контроль способствует росту доверия всех участников рынка.

Позитивные тенденции: анализ по 223-ФЗ и основные итоги

В 2024 году, по информации ведомства, суммарный объем закупок, произведённых по федеральному закону 223-ФЗ, впервые достиг отметки 35,3 трлн рублей, что по-настоящему впечатляет. Год назад эта цифра равнялась 27,7 трлн рублей. Это говорит не только о масштабном росте финансирования, но и о повышении значимости такого инструмента для поддержки отечественных производителей и смежных отраслей.

Число заключенных сделок по 223-ФЗ сократилось с 358 млн до 278 млн, что, однако, не стало сдерживающим фактором для роста эффективности: средний чек по контракту увеличился почти вдвое. Такой показатель свидетельствует о повышении проектной мощности закупок. Ранее из-за временного ограничения публикации данных из-за санкционной ситуации часть контрактов уходила в закрытый сегмент Единой информационной системы. Сейчас развернута обновленная система отчетности, благодаря чему в распоряжении специалистов впервые полный массив информации по закупкам крупных компаний. Если сравнивать с 2021 годом, когда по 223-ФЗ заключалось примерно 1,68 млн соглашений на сумму 22,9 трлн рублей, масштаб прогресса становится очевидным.

Госзаказчики по 44-ФЗ: стабилизация на высоком уровне

Закон о государственных закупках 44-ФЗ продолжает выступать основным инструментом для работы классических госзаказчиков всех уровней. В 2024 году под его эгидой было оформлено 3,58 млн контрактов на общую сумму в 11,98 трлн рублей. Количество заключённых договоров в сравнении с 2023 годом выросло на 2,2% (ранее — 3,51 млн контрактов), однако объем финансирования в номинальном выражении остался практически неизменным (12 трлн руб. годом ранее), а средняя стоимость одного договора снизилась с 3,4 до 3,3 млн рублей. С учетом инфляционных процессов это говорит о реальной экономии средств госбюджета на каждом контракте и нацеленности на оптимизацию механизма закупочной деятельности.

Одновременно фиксируется определённый дефицит предложения: многие производители пока не могут полностью удовлетворить растущие запросы государственных компаний и заказчиков, поэтому часть торгов по-прежнему остается без исполнителей. Однако это не тормозит общий положительный тренд — напротив, условия для новых поставщиков становятся всё привлекательнее, а конкуренция на рынке в долгосрочной перспективе будет только возрастать.

Позитивный взгляд в будущее: перспективы рынка госзакупок

Государство не только сохраняет высокую динамику бюджетного стимулирования через закупочную систему, но и делает дополнительные шаги к совершенствованию структур управления и прозрачности контрактов. Благодаря внедрению современных цифровых платформ, автоматизации и открытости данных, механизм становится ещё более надежным и справедливым.

Участники рынка уверены, что эти нововведения создают мощный фундамент для дальнейшего развития отечественной экономики. Системы 223-ФЗ и 44-ФЗ уже продемонстрировали свою эффективность и показали, что госкомпании и госзаказчики способны не просто выдерживать сложные обстоятельства, а устойчиво расти и увеличивать вклад в экономическую стабильность. На этом фоне открываются новые возможности для сотрудничества, развития производства, инноваций и укрепления хозяйственных связей на всех уровнях. Всё это позволяет смотреть на будущее сферы госзакупок с оптимизмом и уверенностью.

Государственные закупки и активное участие компаний с государственным капиталом становятся одним из ключевых инструментов поддержки экономики. В 2024 году отмечается явное усиление роли госкорпораций, которые сегодня выступают как основной проводник финансового стимулирования. Согласно наблюдениям за первыми месяцами года, объем госзакупок существенно вырос: в первом квартале 2025 года они достигли 2,97 трлн рублей, что превышает показатели предыдущего года на уверенные 17%. Это демонстрирует стремление государственных заказчиков максимально эффективно использовать бюджетные средства на фоне грядущей консолидации и, возможно, ужесточения бюджетной политики в 2025–2027 годах.

Госкомпании — драйвер национального развития

Продвинутая интеграция госкомпаний в вертикаль государственного управления способствует реализации приоритетных для страны национальных проектов и достижению стратегических целей развития. Сегодня акцент делается на соотнесении деятельности государственных АО и госкорпораций с параметрами госпрограмм, что обеспечивается целевым финансированием и введением современных цифровых инструментов контроля за использованием ресурсов. Такой подход помогает эффективно распределять субсидии в интересах выполнения государственных задач, а также способствует прозрачности и ответственности.

Новые регулирования Бюджетного кодекса усиливают связь между получением поддержки и необходимостью соответствовать задачам государственно-важных программ. Значительно расширяется применение цифрового мониторинга средств, благодаря чему государство уверенно движется в сторону увеличения отдачи от инвестиций в экономику.

Изменения на рынке госзаказа: вызовы и возможности

Несмотря на рост объема государственных закупок, в системе размещения госзаказов отчетливо ощущается снижение уровня конкуренции. В 2024 году заметно увеличилось число закупок, которые были признаны несостоявшимися: лишь 1 млн закупок на сумму 3,6 трлн рублей успешно состоялись, тогда как 1,47 млн процедур на сумму 7,7 трлн рублей завершились без заключения контрактов. Однако, для 1,1 млн случаев все же удалось оформить договоры на внушительную сумму в 6,1 трлн рублей, что говорит о сохраняющейся эффективности системы закупок даже в условиях конкуренции, отличной от идеальной. Это позволяет надеяться на дальнейшее повышение квалификации участников и совершенствование процессов размещения заказов.

Основными причинами несостоявшихся закупок остаются ситуации, когда поступает только одна заявка (72% случаев), либо не подается ни одной (24%). Несмотря на это, часто происходит успешное заключение контрактов, что говорит о гибкости и адаптивности системы закупок.

Привлечение отечественных товаров: новые перспективы для бизнеса

Одним из важных направлений остается поддержка российских производителей и расширение доли отечественных товаров в государственных заказах. В 2024 году более половины всех конкурентных процедур по 44-ФЗ проходили с ограничениями или запретами на участие иностранных поставщиков: было размещено 1,49 млн извещений на 3,5 трлн рублей. Это эффективная мера для создания благоприятной среды для российских товаров, работ и услуг.

Всего по итогам года объем поставленных отечественных товаров составил 2 трлн рублей, что эквивалентно 62,5% от общего объема поставок по заключенным контрактам. Для сравнения, в 2023 году этот показатель был чуть выше — 68%, но и нынешние цифры показывают стабильность в поддержке нацпроизводителя. Кроме того, был выполнен план по закупкам отечественной продукции в 65 товарных группах — из выделенных 319,8 млрд рублей на квотированные закупки на отечественные компании пришлось 169,4 млрд рублей. Однако по 49 группам товаров квоты остались незакрытыми, что создает дополнительные возможности для развития и повышения активности российских предприятий в сегменте госзаказа.

Оптимизм и дальнейшие перспективы системы закупок

Российская система государственных закупок непрерывно эволюционирует и демонстрирует высокий уровень адаптивности даже в условиях изменений экономического климата и законодательного регулирования. Усиление роли госкорпораций и четкая ориентация на достижение национальных целей развития, а также приоритет отечественных товаров формируют устойчивую основу для дальнейшего роста и технологического развития экономики.

Перед бизнесом и государством открываются новые перспективы, связанные как с цифровизацией контроля, так и с оптимизацией процедур госзакупок. Прогрессивные тенденции устойчиво формируют эффективную среду для сотрудничества всех участников рынка, что позволяет с уверенностью смотреть в будущее и рассчитывать на дальнейшее укрепление конкурентоспособности отечественного производства и служб государственного заказа.

В 2024 году наблюдается заметное увеличение числа контрактов, которые государственные заказчики заключают напрямую с единственными поставщиками. Количество таких соглашений существенно выросло: с 868 тысяч случаев в 2023 году до впечатляющих 997,6 тысячи в 2024 году. Финансовый объем тоже отмечает положительную динамику — с 2,2 триллиона рублей в прошлом году до 2,47 триллиона рублей в нынешнем году. Особенно примечательно увеличилась и доля подобных контрактов среди всех государственных закупок: если ранее она составляла 18,7%, то теперь достигла 20,6%. Этот тренд отражает положительные изменения в подходах к закупочной деятельности и демонстрирует уверенность в сотрудничестве с надежными партнерами.

Рост доверия и стабильности на рынке государственных заказов

Эксперты связывают усиление тенденции заключения контрактов с единственными поставщиками с желанием государственных структур снизить возможные риски. Сотрудничество с проверенными компаниями позволяет минимизировать вероятность непредвиденных ситуаций и быть уверенными в качественном исполнении договоров. Даже несмотря на увеличение числа расторгнутых контрактов — этот показатель вырос до 901 тысячи на сумму 2,97 триллиона рублей в 2024 году (для сравнения: годом ранее расторгнуто было 849 тысяч контрактов на сумму 2,5 триллиона рублей) — общие показатели рынка сохраняют положительную динамику и устойчивое развитие.

Существенное увеличение объема контрактов с единственными поставщиками отражает разумный подход со стороны заказчиков. Такая политика помогает оперативно реагировать на изменения условий рынка, поддерживать стратегически важные проекты и гарантировать выполнение обязательств перед обществом. Повышение доли подобных контрактов говорит о нарастании доверия к поставщикам, а также о стабильности взаимодействия между государством и бизнесом. В конечном счете это способствует эффективной реализации государственных программ и инициатив.

Источник: www.kommersant.ru

Интересное