Мы часто воспринимаем детей как чистых и незапятнанных — как нечто, что нужно защищать. Однако, когда учёные видят нечто чистое и незапятнанное, они видят идеального подопытного. Несмотря на то, что многие из этих экспериментов считаются краеугольными камнями современной психологии, они наверняка заставили некоторых родителей воскликнуть: «Вы хотите что, с моим ребёнком?»

10. Бобо получает пощёчину
В 1961 году знаменитый эксперимент Альберта Бандуры показал, что дети могут усваивать агрессивное или насильственное поведение, просто подвергнувшись его воздействию. Это противоречило преобладавшей тогда теории, согласно которой обучение происходило только с помощью вознаграждений или наказаний.
Бандура работал с тремя группами детей из дошкольных учреждений. Первая группа наблюдала, как взрослый проявляет агрессию по отношению к надувной кукле по имени Бобо, пинает её и бьёт. Вторая группа видела взрослого, который не проявлял агрессии и не взаимодействовал с куклой. Третья группа не подвергалась воздействию никакого поведения. Затем детей оставили в комнате с надувной куклой и несколькими другими игрушками.
Дети, которые наблюдали агрессивное поведение взрослого, с гораздо большей вероятностью пинали, били и нападали на куклу Бобо. Воздействие этих моделей поведения заставляло детей принимать их, даже если взрослый не давал никаких инструкций или вознаграждений.
9. Кто этот малыш в зеркале?
В своём исследовании 1972 года Бьюла Амстердам из Университета Северной Каролины начала серию экспериментов с зеркалами, чтобы проверить самосознание детей. Исследователи ставили пятно румян на носу детей в возрасте от шести месяцев до двух лет и ставили их перед зеркалом, после чего мать ребёнка задавала вопрос: «Кто это?»
Дети в возрасте 6–12 месяцев считали, что они видят другого малыша и подходили к зеркалу. Однако к 20–24 месяцам большинство детей понимали, что это они сами, и указывали на пятно на своём носу.
В промежуточной группе (от 12 до 20 месяцев) многие дети были не уверены в этом и даже избегали отражение. Они уже не считали малыша в зеркале новым другом, но ещё не понимали, что это их собственное отражение.
8. Научные исследования щекотки
В 1933 году психолог Кларенс Лёба хотел выяснить, является ли смех врождённой реакцией на щекотку или дети учат, что смех — это правильная реакция, ориентируясь на социальные сигналы. Чтобы узнать это, он решил, что его новорождённый сын будет щекотаться только в рамках специально организованных экспериментов.
Чтобы исключить влияние своих собственных выражений лица, Лёба носил маску без выражений на все время щекотки. Тем не менее, его сын неизменно смеялся, когда его щекотали. Эксперимент оказался (не совсем обычным, но) успешным.
Однажды жена Лёбы якобы «испортила» эксперимент, щекоча сына после ванны без предварительного разрешения. Чтобы собрать больше данных, психолог повторил эксперимент с щекоткой на своей второй дочери. Это хотя бы обеспечило будущие сбережения для детей, которые могли бы поделиться стоимостью психотерапевта.
7. Заставляем детей видеть невозможное
В 1985 году профессор Рене Бейяржон из Университета Иллинойс разработала эксперимент, чтобы выяснить, понимают ли младенцы концепцию постоянства объектов — что объект продолжает существовать, даже если его не видят. Например, мы знаем, что Эйфелева башня остаётся стоять в Париже, даже если мы на данный момент не смотрим на неё.
Бейяржон показывала младенцам в возрасте 6–8 месяцев игрушечную машинку, катящуюся по рампе, часть пути которой была скрыта экраном. Затем рядом с треком клали твёрдый блок, накрывали его экраном, а потом блок перекрывал путь машинке и скрывался за экраном.
Каждый раз экспериментаторы снова запускали машинку с рампы. Однако в последнем случае они манипулировали условием так, чтобы машинка появлялась, хотя она должна была застрять за скрытым блоком. Бейяржон заметила, что младенцы всегда дольше смотрели на «невозможное» событие, что свидетельствовало о том, что они осознали, что что-то не так.
6. Тест на зефир для успеха
Один из самых знаменитых экспериментов по психологии детей — это тест с зефиром, проведённый Уолтером Мишелем в 1960-х. В эксперименте взрослый предлагал каждому ребёнку (в возрасте от трёх до пяти лет) лакомство, например, зефир, а затем предлагал сделку.
Взрослый объяснял, что если ребёнок не съест зефир, пока он будет один в комнате, то получит два зефира, когда исследователь вернётся. Если ребёнок не сможет подождать, он может позвонить в колокольчик, и тогда взрослый вернётся, и ребёнок сможет съесть один зефир. Около 30% детей смогли дождаться взрослого (около 15 минут) и получить дополнительный зефир.
Спустя годы Мишель собрал данные о результатах участников и обнаружил, что те, кто съел зефир сразу, в будущем имели более низкие баллы на тестах SAT и более высокий индекс массы тела.
5. Эксперимент с разбитой игрушкой
Что заставляет человека осознавать и понимать, что его действия влияют на других? Гражина Коханска и её коллеги из Университета Айовы считают, что способность ребёнка чувствовать вину — важный фактор.
Для проверки этой гипотезы взрослый исследователь показал ребёнку игрушку и объяснил, что она очень важна для взрослого. Затем ребёнок остался один с этой любимой игрушкой, которая была специально устроена так, чтобы разрушиться, как только ребёнок начнёт с ней взаимодействовать. Когда взрослый вернулся и обнаружил сломанную игрушку, исследователи записали реакции детей — от избегания взгляда взрослого до того, как дети прятали лица руками.
В конечном счёте исследователи отпустили детей. Взрослый вернулся с целой игрушкой, сказав, что она была отремонтирована. Дети, склонные к чувству вины, могли испытать больше страданий в начале, но Коханска наблюдала, что у них было меньше проблем с поведением в следующие пять лет.
4. Страх маленького Альберта перед животными
В 1920 году Джон Б. Уотсон и Розали Рейнер научили девятимесячного мальчика, известного как «маленький Альберт», бояться пушистых животных.
Когда они впервые показали Альберту белую крысу, он не боялся её. Однако, когда исследователи снова принесли животное, они скомбинировали это с громким, пронзительным звуком, ударяя молотком по железному стержню. Звук испугал и напугал малыша, вызвав у него эмоциональный приступ.
После нескольких повторений взгляд на белую крысу сам по себе вызывал у Альберта плач и отступление от животного. Ассоциируя безобидную крысу с неприятным и страшным стимулом, Уотсон и Рейнер создали страх, который Альберт затем распространил на кроликов и другие пушистые животные.
3. Обучение детей заикаться
В 1938 году профессор Университета Айовы Уэнделл Джонсон, психолог, который сам заикался с детства, и аспирантка Мэри Тудор провели эксперимент, чтобы доказать свою теорию, что заикание является выученным поведением, а не генетическим состоянием.
Воспользовавшись связью университета с близлежащим детским домом, они выбрали 22 детей (в возрасте от 5 до 15 лет) для своего эксперимента. Десять детей уже заикались, а 12 — нет. Дети, не заикающиеся, были разделены на две группы. Одной группе сказали, что их речь нормальна. Другой группе исследователи сказали, что их речь ненормальна, и что они должны её исправить. Более того, исследователи критиковали эту группу детей, когда те допускали ошибки в речи.
Эксперимент оказался полным провалом. Из шести детей в этой подгруппе только двое стали менее бегло говорить. К сожалению, даже несмотря на то, что эти дети не стали заикающимися, они стали менее разговорчивыми и более замкнутыми.
2. Ваш ребёнок ползёт с обрыва?
К счастью, падение с обрыва — это не частая угроза для младенца. Но исследователи из Корнеллского университета Элеанор Дж. Гибсон и Ричард Д. Уок провели эксперимент в 1959 году, на случай, если такая ситуация когда-нибудь возникнет.
Учёные хотели выяснить, могут ли младенцы воспринимать обрыв как визуальное падение и откажутся ли они пересекать его. Для безопасного тестирования младенцев Гибсон и Уок построили так называемый «визуальный обрыв». Они поместили толстое стекло поверх многоуровневой основы. Это создавало иллюзию, что если младенец ползёт за определённую точку, он упадёт.
С одной стороны структуры, которая казалась пустым пространством, мать ребёнка звала его к себе. Но младенцы, начиная с шести месяцев, воспринимали и избегали визуальный обрыв. Неизвестно, привело ли то, что матери звали детей ползти через «обрыв», к возникновению проблем с доверием среди участников эксперимента.
1. Взросление шимпанзе
В 1931 году Уинтроп Нилес Келлогг захотел забрать животное из дикой природы и воспитывать его как человека. Так его младший сын Дональд оказался с шимпанзе по имени Гуа в качестве «сестры» — пусть всего лишь на девять месяцев.
Исследователь привёз домой семимесячную шимпанзе по имени Гуа, когда Дональду было 10 месяцев. Келлогг и его жена обращались с Гуа, как с ребёнком, и измеряли её способности в различных областях, таких как внимание, решение проблем и память.
Сначала Гуа не отставала и порой даже превосходила Дональда. Однако в конце концов её природные ограничения не позволили ей освоить язык и другие навыки. Хотя точная причина завершения эксперимента остаётся предметом спекуляций, вероятно, это было связано с негативными последствиями для Дональда. Ребёнок медленно осваивал новые слова и даже подражал звукам, которые Гуа издавала, чтобы попросить еду.