Цветочное наследие Ива Сен-Лорана: выставка «Les Fleurs d’Yves Saint Laurent»

Выставка «Цветы Ива Сен-Лорана»

Фото: kommersant.ru

В Музее Ива Сен-Лорана открылась изысканная выставка «Les Fleurs d’Yves Saint Laurent». Несмотря на свои скромные размеры, экспозиция прекрасно раскрывает тему цветов как одну из ключевых в творчестве и жизни великого кутюрье. Более того, выставка позволяет увидеть и другие аспекты его работы, не связанные напрямую с цветочной тематикой.

Хотя в массовом сознании цветочные мотивы прочно ассоциируются с домом Christian Dior, кураторы выставки Оливье Сайяр и Гаэль Мамен напоминают нам, что цветы играли важную роль в мире моды с самого его зарождения. Начиная с Чарльза Фредерика Ворта, первого официального кутюрье, цветочные мотивы активно использовались в модных коллекциях. Жак Дусе отдавал предпочтение гортензиям, Поль Пуаре в традициях ар-нуво сделал своим символом розу, а камелии Габриэль Шанель стали настоящей легендой.

Эфемерность, хрупкость и абсолютная красота цветов всегда находили отражение в мире моды не только как метафора, но и как важнейший декоративный элемент, выражающий глубокие смыслы. Однако Ив Сен-Лоран занимает особое место в этой цветочной истории моды.

Детство Сен-Лорана прошло в алжирском городе Оране, славящемся своими цветниками. В подростковом возрасте он увлекся произведениями Марселя Пруста, изобилующими цветочными метафорами. Эти ранние впечатления подготовили почву для его будущей работы в качестве ассистента Кристиана Диора, где центральной идеей была концепция женщин-цветов в юбках-венчиках, corolles.

Однако непосредственно в карьере Сен-Лорана как самостоятельного кутюрье цветочная тема проявилась, когда в 21 год он создал серию головных уборов с цветами для знаменитого «Бала Голов» барона де Реде. Это событие, состоявшееся 23 июня 1957 года в парижском отеле Lambert, стало отправной точкой для цветочной темы в творчестве Сен-Лорана, которая сопровождала его на протяжении всей полувековой карьеры.

Сен-Лоран мастерски использовал цветы в виде вышивок и аппликаций, подобно тому, как Анри Матисс работал с бумагой, покрытой разноцветной гуашью, для своих поздних коллажей. Эта параллель особенно очевидна при взгляде на платья, украшенные цветочными аппликациями, представленные в начале выставки. От черного платья с юбкой в красных цветах из его первой кутюрной коллекции YSL SS 62 до платья в зеленых цветах и листьях из коллекции haute couture SS 97 — все эти работы демонстрируют виртуозное мастерство Сен-Лорана в использовании цветочных мотивов.

В конце анфилады залов посетители могут увидеть абстрактную картину современного американского художника Сэма Фоллса в желтых тонах, где угадываются цветочные мотивы. Этот визуальный акцент подчеркивает, как Сен-Лоран трансформировал цветы в цветовые пятна, напоминающие работы Пьера Боннара, например, в кутюрной коллекции SS 99, посвященной Прусту. Кульминацией этого подхода стало платье «Бугенвиллея» из коллекции, вдохновленной марокканским садом Мажорель, любимым местом кутюрье.

Центральное место на выставке занимает, пожалуй, самое знаменитое цветочное платье Сен-Лорана — наряд невесты из кутюрной коллекции SS 99. Это платье, в котором выходила на подиум Летиция Каста, представляет собой настоящее произведение искусства — цветочную гирлянду, обвитую вокруг тела модели, с прикрепленным сзади розовым шлейфом.

На втором этаже выставки, напротив подиума с платьями, размещена еще одна картина Фоллса, созданная в прошлом году среди провансальских лугов. Хотя работа выполнена в абстрактной манере и в одном коричневом тоне, она создает идеальный фон для многоцветия нарядов Сен-Лорана.

Такие компактные, но тщательно продуманные выставки, сосредоточенные на одной теме, часто позволяют увидеть аспекты, не связанные напрямую с основной тематикой. Например, здесь отчетливо видно, насколько свободнее и авангарднее были силуэты и объемы в коллекциях 1960-х, 1970-х и 1980-х годов по сравнению с более поздними работами Сен-Лорана. Его последние платья из коллекции haute couture SS 2001, отрезные по талии с неизменным поясом-бантиком, выглядят значительно более консервативными.

Эта эволюция от смелых и порой скандальных коллекций 1960-х, 1970-х и даже 1980-х годов к более сдержанным и декоративным работам 1990-х отражает творческий путь великого модельера Ива Сен-Лорана. И на всем этом пути его неизменно сопровождали цветы, ставшие не просто элементом декора, но настоящим символом его уникального видения моды и красоты.

Источник:www.kommersant.ru

Интересное