Модернизация образования в эпоху глобальных вызовов: уроки пандемии и перспективы развития

scientificrussia.ru
Фото: scientificrussia.ru

Ведущий специалист агентства Интерфакс Вячеслав Терехов представил содержательное интервью с руководителем РАО Ольгой Васильевой, проливающее свет на трансформацию образовательной системы в период пандемии. Материал подготовлен по итогам декабрьского Общего собрания Российской академии наук.

Предлагаем вашему вниманию этот актуальный материал.

Москва, 14 декабря (INTERFAX.RU). В столице начало работу Общее собрание РАН, сообщает наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов.

Корр.: На двухдневной сессии будут представлены сорок докладов, объединенных общей темой — влиянием пандемии на различные сферы жизни. Помимо медицинских аспектов, значительное внимание уделяется социальным последствиям, включая трансформацию образовательного процесса и психологическое состояние общества в условиях многонационального государства.

Центральным событием стал доклад президента РАО Ольги Васильевой о влиянии пандемии на образовательную систему. Особое внимание было уделено готовности к массовому переходу на дистанционное обучение, необходимым изменениям в подготовке педагогических кадров и долгосрочным последствиям для всего общества.

По каким учебникам проходит обучение?

Васильева: Первостепенной задачей для РАО стала экспертиза электронных образовательных ресурсов. В отличие от традиционных учебников, где система контроля качества отлажена годами, цифровой контент остается практически без профессиональной оценки.

Сегодня мы наблюдаем качественную экспертизу печатных учебных материалов — любая неточность моментально получает общественный резонанс. Однако в цифровом пространстве такой системы контроля пока нет.

В современном информационном обществе роль экспертизы становится ключевой. Однако само понятие «эксперт» претерпело существенные изменения. Появился термин «экспертократия», отражающий новую реальность, где эксперты не только готовят решения, но и формируют общественное мнение через СМИ.

Тревожной тенденцией становится замещение научной экспертизы так называемыми профессиональными компетенциями. Особенно ярко это проявилось в период пандемии, когда многие самопровозглашенные эксперты стали высказываться о цифровом образовании.

Современное оборудование есть, но на нем не работают

Корр.: В ходе выступления глава РАО представила результаты масштабного исследования проблем дистанционного обучения в школах.

Васильева: Исследование охватило 72 региона страны. 70% респондентов отметили существенный разрыв между необходимыми условиями для дистанционного обучения и реальной ситуацией в школах.

Показательна статистика использования технического оснащения: при наличии современного оборудования в 60% школ, эффективно его использовали только 24% педагогов. Это свидетельствует о необходимости дополнительного обучения учителей работе с цифровыми инструментами.

Исследование также показало, что 97% семей оказались вовлечены в образовательный процесс, но только 14% смогли создать оптимальную атмосферу для дистанционного обучения.

Пандемия снизила когнитивное развитие детей, но увеличила нагрузку

Особую тревогу вызывает замедление темпов психического развития детей. Масштабное исследование, охватившее 600 детей, проводилось до начала пандемии и через год после ее начала. Результаты показали значительное снижение прогресса в эмоциональном, регуляторном и когнитивном развитии.

В условиях цифровизации существенно возросла нагрузка на организм, особенно на зрительный аппарат. До пандемии существовали четкие рекомендации по времени работы с электронными устройствами: для учеников 1-2 классов — 20 минут, 3-4 классов — 25 минут, 5-9 классов — 30 минут, 10-11 классов — 35 минут. В период дистанционного обучения эти нормы были существенно превышены.

Тревожная статистика показывает, что от 30 до 50 процентов выпускников школ приобретают близорукость, требующую постоянной коррекции зрения.

Педиатров катастрофически не хватает

Васильева: Острой проблемой остается нехватка медицинских работников в образовательных учреждениях. На сегодняшний день в школах работает всего 17.250 медицинских специалистов, функционирует 26.056 медкабинетов при общем количестве 40 тысяч школ и 17 миллионов учащихся.

Программа «Десятилетие детства» предусматривает разработку современных стандартов школьных медицинских кабинетов. Однако главный вопрос — кадровое обеспечение. При общем количестве 100 тысяч образовательных учреждений в стране работает всего 50 тысяч педиатров.

Решением может стать введение бакалавриата школьной медицины. Уже разработан профессиональный стандарт для среднего медицинского работника с высшим образованием, включающий специализацию по детской и подростковой гигиене.

Более половины детей при дистанте страдают от нехватки дискуссии

Исследования РАО, охватившие 5 тысяч учащихся 13-18 лет из городских (52%) и сельских (48%) школ, выявили серьезные психологические последствия пандемии. 62% учащихся осознавали опасность инфекции, 37% испытывали страх, 43% — повышенную тревожность. 19% отметили негативное влияние пандемии на психологическое здоровье.

Примечательно, что 68% учащихся поддержали введенные ограничительные меры, демонстрируя высокий уровень социальной ответственности.

Только 2% учителей выступают за перевод обучения в онлайн

Исследование показало, что 48% школьников стали испытывать повышенную утомляемость, 51% отметили недостаток живого общения с педагогами и одноклассниками. 35% столкнулись с трудностями самостоятельного освоения материала, 26% отмечают проблемы с концентрацией внимания.

Среди педагогов 79% испытывают дискомфорт при дистанционном обучении, 76% отмечают повышенную утомляемость. 64% учителей уверены в незаменимости традиционного образования, 33% допускают интеграцию онлайн-элементов, и только 2% поддерживают полный переход в онлайн-формат.

Нельзя допустить поколенческую катастрофу!

Корр.: Пандемия стимулировала развитие педагогической науки и пересмотр традиционных подходов к образованию.

Васильева: Российская система образования продемонстрировала устойчивость и способность к адаптации в кризисных условиях. Для дальнейшего развития необходимо:

1. Усовершенствовать систему сбора и анализа данных в сфере образования.
2. Разработать теоретическую базу цифровой дидактики.
3. Адаптировать систему ЕГЭ к различным сценариям, включая пандемические.
4. Внедрить альтернативные методы обучения.
5. Создать систему индивидуальной поддержки учащихся.
6. Повысить гибкость образовательной системы на всех уровнях.
7. Обеспечить доступность и качество электронных образовательных ресурсов.

Ключевая задача образовательного сообщества — предотвратить превращение потенциальных кризисов в образовании в поколенческую катастрофу.

Источник:scientificrussia.ru

Источник:scientificrussia.ru

Интересное