Особые экономические зоны: итоги 2024 года от Минэкономики России

В 2024 году Минэкономики РФ традиционно подвело итоги работы особых экономических зон (ОЭЗ). Согласно свежему отчету, эффективность деятельности этих специализированных территорий с привилегиями для инвесторов остается на высоком уровне — показатель эффективности составляет около 90%. Хотя этот результат чуть ниже, чем в предшествующие годы, позитивная динамика инвестиций и налоговых поступлений сохраняется. На протяжении года особые экономические зоны укрепили свои позиции как один из эффективных инструментов экономического роста и регионального развития.
Рост инвестиций и число новых резидентов в ОЭЗ
В настоящее время в России функционирует 50 особых экономических зон, и их деятельность оценивается по двум с половиной десяткам критериев. Среди них — не только рентабельность вложений в инфраструктуру, но и вклад резидентов в достижение национальных целей. Минэкономики отмечает впечатляющий рост объема инвестиций: только за 2024 год совокупные вливания компаний-резидентов составили 1,2 трлн рублей. Это вдвое больше, чем годом ранее, и существенно превышает изначальные планы.
Еще более позитивная тенденция прослеживается по числу новых резидентов — их число выросло до 192 за 2024 год против 176 в 2023-м. При этом вдвое превышен целевой показатель по привлечению новых участников. Развитие ОЭЗ поддерживается регулярным созданием рабочих мест – только за прошедший год появилось 25 тысяч новых вакансий благодаря проектам резидентов.
Вклад действующих и новых зон – ключевые примеры по стране
Среди наиболее успешно работающих ОЭЗ выделяются такие флагманы как «Тольятти» в Самарской области, «Алабуга» в Республике Татарстан, «Ступино-Квадрат» в Московской области, а также столичный "Технополис" и достаточно молодой «Иваново» в Ивановской области, который был создан совсем недавно — в 2021 году. По данным отчета, к 2024 году эффективными были признаны 28 зон, а с момента основания их стало уже 30.
Показательно, что большинство из лидирующих территорий – это давно действующие ОЭЗ, где резиденты прошли путь становления и уже демонстрируют зрелые результаты по инвестициям, созданию рабочих мест и уплате налогов. Вместе с тем, радует и динамика молодых зон, которые только начинают привлекать инвесторов и активно выходят на проектную мощность: затраты на научные исследования и разработки (НИОКР) выросли за год на 60% и достигли 35 млрд рублей, отражая запуск перспективных новых проектов.
В то же время, были зафиксированы и менее успешные примеры: к неэффективным по итогам года отнесены «Армхи и Цори» в Ингушетии, а также «Нягань» в ХМАО, которая создана совсем недавно и сейчас проходит стадию становления. Тем не менее, даже эти территории рассматриваются как потенциально перспективные после выхода на полную проектную мощность.
Экономика для бюджета: налоговые поступления превышают затраты
С весомой гордостью в Минэкономики подчеркивают, что эффективность ОЭЗ давно переросла стадию поддержки за счет бюджета. Уже с 2020 года резиденты ОЭЗ вносят в казну больше налогов, чем выделяется на их поддержку и инфраструктуру. По итогам 2024 года общий объем обязательных платежей (налоги, таможенные сборы, взносы во внебюджетные фонды) составил 545 млрд рублей — это превышает аналогичные государственные расходы почти на 80 млрд рублей. Более того, по сравнению с предыдущими периодами, разница между доходами и расходами государства по ОЭЗ увеличилась практически вдвое.
Такая динамика подтверждает финансовую целесообразность дальнейшего развития системы преференциальных территорий для инвесторов — инвестированные государством средства оборачиваются не только ростом региональных экономик, но и ощутимым пополнением бюджетов всех уровней.
Современные реформы: эффективное регулирование и поддержка
В последние годы государство активно реформирует институт ОЭЗ. По инициативе вице-министра Минэкономики Святослава Сорокина уменьшено число их разновидностей, делая упор на кластерный подход. Это повышает качество отбора проектов и упрощает процедуры для резидентов, способствуя притоку инвестиций и развитию технологического потенциала страны.
Продолжается работа по усовершенствованию режимов: в Госдуму внесен законопроект, который направлен на установление предельного объема налоговых льгот для резидентов ОЭЗ, исходя из масштаба их фактических капитальных вложений и расходов на НИОКР. Такой механизм позволит сделать инструмент ОЭЗ еще более «окупаемым» для государства и точечно стимулировать именно эффективные инвестиции.
Оптимистичный взгляд в будущее: ОЭЗ — точка роста для регионов
Опыт последних лет доказывает: система особых экономических зон работает и развивается. Даже временное снижение совокупной эффективности объясняется не проблемами, а включением в рейтинги новых территорий, которые набирают обороты. Поступательное движение выразилось не только в рекордных объемах инвестиций, созданных рабочих местах, но и в достижении самоокупаемости режимов. Примеры «Тольятти», «Алабуги», «Ступино-Квадрат» и «Технополис» демонстрируют, как за счет долгосрочных стратегий и поддержки с федерального уровня можно формировать новые очаги экономического роста.
Вмешательство и инициатива Минэкономики в сопровождении Святослава Сорокина показывают, насколько важна слаженная работа регуляторов, инвесторов, и органов власти. Совместный курс на совершенствование инфраструктуры и стимулирование реальных вложений открывает перед ОЭЗ новые перспективы, а для всей страны — новые возможности экономического ренессанса. Глядя на позитивные показатели 2024 года, можно уверенно говорить, что особые экономические зоны остаются востребованной и надежной платформой для развития российских регионов.
Источник: www.kommersant.ru



